Подписаться
на рассылку

Собственный бизнес - неоднозначная свобода

17.04.2018

«Если сегодня отойти от высоких стандартов сети «Пив&Ко», то завтра мы будем еще одной пивнушкой, ничем не привлекающей внимание», – уверена Анна. Поэтому главное правило франчайзи по отношению к персоналу – деньги из воздуха не берутся, если хотите премию, то придется обслуживать покупателей так, чтобы они возвращались к нам снова и снова.

Как сейчас помню этот апрельский денек 2016года: муж забрал меня с работы, едем домой, и Андрей говорит: «Надо открывать свой бизнес». Мы тогда оба работали наемными специалистами в сфере телекоммуникаций. Честно скажу, что я восприняла тогда это предложение в шутку. Но муж повторил свое предложение. Уже дома спокойно все обдумала, взвесила все за и против и согласилась. Но что открывать? Мы тогда жили в Екатеринбурге, и на нашей улице был магазин «Пив&Ко». Постоянно какие-то яркие рекламные кампании, всегда отличный сервис, но главное – очереди от самых дверей. Да и если откровенно, то какой еще бизнес с гарантиями можно открыть за 2 млн рублей? В общем, приняли решение и начали действовать.

В тот год уже весной все прогнозы говорили о том, что лето будет  очень жарким,  и, разумеется, нам хотелось открыться в сезон. Юридические формальности – очень легко и быстро, что самое сложное на старте (теперь мы это точно знаем) – выбрать город и удачное помещение в нем. На это у нас ушло пять месяцев, поэтому сезон мы пропустили. Мы хотели открываться в Богдановиче, так как я сама родом оттуда – мне понятен этот город и люди в нем, но помещения там не нашли. Зато менеджер «Пивзавоза» нам предложил отличное помещение в Камышлове – на центральной улице, с большой проходимостью. Если забегать вперед, то мы очень рады, что тогда так все получилось. Уже через три месяца мы вышли на хорошие показатели по выручке. Сейчас магазин с очень хорошим оборотом, на который мы, честно говоря, даже не рассчитывали, если принимать во внимание небольшую площадь торгового зала, масштабы самого городка и уровень жизни населения.

Можно сказать, что у нас одновременно появилось два ребенка: сын родился в конце сентября 2016го, магазин – всего на месяц позже (31 октября). Я проходила обучение на восьмом месяце беременности, но энтузиазма было столько, что одно другому никак не мешало. Мы на тот момент уже жили в Богдановиче (поближе к моим родителям), а когда магазин запустился, то муж каждый день ездил на работу (40 км туда и обратно), только летом 2017-го мы решили всей семьей перебраться в Камышлов. Иначе не получится, на расстоянии бизнес невозможно развивать. Мы до сих пор с мужем и за кранами можем стоять, и за кассой, а уж заказ товара и принятие каких-то решений по развитию – только сами.

Свой бизнес, даже если он по франшизе и с поддержкой, – это занятость 24 часа в сутки и семь дней в неделю. Это не наемный труд с 9.00 до 18.00 – вышел из офиса и забыл. Ты постоянно в своей голове крутишь мысли и варианты, как улучшить бизнес, как сделать его более прибыльным, какую новую фишку ввести, чтобы привлечь покупателя и  выиграть самому. Психологически непросто, сильно устаем, но все это не в тягость, а в удовольствие, потому что это свое. Это наше настоящее и будущее, каждый день мы вкладываемся в собственное будущее. С одной стороны, все время думаем о бизнесе, а с другой – мы стали намного свободнее, чем когда работали по найму. Неоднозначные ощущения, но они нам с мужем определенно нравятся.

Разумеется, мы требуем и еще раз требуем от персонала стопроцентной отдачи.  Деньги из воздуха не берутся, если хотите премию, то ее придется заработать – это правило знает каждый наш продавец. Контроль, контроль, контроль, мотивация и штрафы, штрафы, штрафы. На один пряник – несколько кнутов. Ошибки нашему персоналу обходятся дорого. Фотоотчет утром, фотоотчет днем, фотоотчет вечером. Каждую неделю генеральная уборка рыбного холодильника и складских помещений и целый список других функций. Сотрудники получают зарплату за все время, проведенное на работе, поэтому все время они и должны проводить с пользой для нас. Да, мы строгие, но справедливые, потому что премии у нас очень хорошие.

Качественный сервис – вот за что мы бьемся. Воевать за цены с конкурентами нет никакого смысла, потому что всегда может найтись тот, кто предложит дешевле. Мы постоянно в своем магазине видим разведчиков от конкурентов, из «Красного и Белого» вообще как по расписанию ходят. Смотрят ассортимент, раскладку, цены, даже фотографируют. Всем же понятно, что хорошие закуска и пиво есть у многих, поэтому в первую очередь мы не этим выделяемся. Если сегодня отойти от высоких стандартов сети «Пив&Ко», то завтра мы будем еще одной пивнушкой, ничем не привлекающей внимание. Например, соблюдение стандартного диалога – это крайне важно для поддержания сервиса на высоком уровне. Я сама покупатель в других магазинах и теперь четко слышу ошибки продавцов, могу по полочкам разложить – почему вот тому продавцу удалось продать товар, а другому – нет, чего он не сказал, где не улыбнулся. Соответственно я требую, чтобы мои продавцы здоровались, улыбались, проговаривали все важные речевые формы. Это не мелочи.

Сейчас мы думаем открывать еще один бизнес. Благодаря франшизе знаний, как вести бизнес, – целый арсенал, опыта теперь тоже хватает. Франшиза – это отличный старт для тех, кто, как и мы, не имел своего дела раньше. Развиваться, придумывать что-то новое гораздо проще, если за спиной такая крупная компания, как «Пивзавоз». Во всех городах нашей области (и не только) тенденции в розничной торговле налицо: «ипешники» закрываются, уступая место сетям. Развиваться, являясь частью крупнейшей сети региона, – гораздо проще

Крайне важно:                                     

  • Первое – персонал. От людей, которые за прилавком, зависит очень многое. Именно они или сделают ваш магазин успешным и востребованным, или разрушат его. И не стоит забывать, что для персонала самое главное – зарплата 10-го числа каждого месяца и аванс 25-го, а все остальное его интересует в меньшей степени, поэтому, если хотите, чтобы люди работали качественно, нужно выполнять и свои обязательства.
  • Ассортимент. Всё в достатке и с хорошими сроками. Если товар не нравится вам, значит, он не понравится и покупателю, поэтому, не жалея, списываем. Купил человек пивка и рыбки, пришел домой, лег на диванчик, включил любимый сериал, налил в кружку пивка, отрезал кусочек рыбки – и тут очень важно не разочаровать. Все должно быть вкусным и свежим, чтобы человеку запомнилось, как ему было хорошо, и он захотел повторить эти ощущения снова.
  • В магазине важна атмосфера. Позитивная музыка в зале и приветливые люди за стойкой, которые знают о продукте всё и умеют поддержать беседу на любую тему, – вот что создает микроклимат.
  • Мы не верим, что нанятый директор может заменить собственника бизнеса, – без комментариев
Расскажи друзьям: