Подписаться
на рассылку

5 мошеннических схем продавца. Как не попасться?

11.01.2018

Согласитесь, что «чужие грабли» – это всегда менее болезненно и значительно дешевле, чем собственные. Специально для наших франчайзи мы выбрали пять самых «дорогих» ошибок из практики одного из директоров магазинов «Пив&Ко» Кирилла Рыжова.


 

ОШИБКА № 1

В самом начале работы в моих магазинах были большие расхождения по кассе. Что делали продавцы? Элементарно недоливали пиво покупателям. «Вам два литра? Хорошо». Они отбивали чек на два литра, клали деньги в кассу, но недоливали на 10-20 рублей. Следующему покупателю – опять на 10-20 рублей. А в каком-нибудь из чеков, когда накапливался приличный объем пива – рублей на 100-200, аннулировали данную позицию и деньги забирали себе. При такой схеме недостачи по пиву нет, наоборот – остатки, и выявить воров очень сложно. Как победил это? Приезжал до инкассации и после (в любое время рабочих суток) и снимал кассу без предупреждения. Так мы выявили воров и уволили. Чтобы больше такая практика в магазинах не повторялась, я достаточно часто провожу подобные проверки.

ОШИБКА № 2

Недавно под мое управление перешел магазин, где были недостачи в 30 тысяч рублей. Продавцы могут есть ваш шоколад или снеки, выносить пиво из магазина и много чего еще. Что я начал делать после того, как, разумеется, набрал абсолютно новую команду продавцов: каждый день распечатывал себе остатки по конкретной группе товаров (любой) и, пока ехал до магазина в машине, звонил ребятам и просил посчитать остатки. Например, сигареты Winston – сколько? Приезжаю в магазин, ребята говорят: «200 пачек». Я смотрю и вижу, что по остаткам должно быть 210 пачек. «Пересчитывайте». Пересчитывают, и оказывается, что не хватает 10 пачек. «Оплачивайте». Ребята берут, скидываются и оплачивают. На следующий день считаю жвачки Orbit. Не хватает? Оплачивайте. Дальше считаем бутылочное пиво. Не хватает? Оплачивайте. И так каждый день - локальные подснятия по разным группам товаров. Осознав всю безнадежность воровства в моем магазине, продавцы перестали воровать.

ОШИБКА № 3

В одной кеге – 50 литров пива. Если продавец наливает по стандартам компании, то кега должна опустошаться «ноль в ноль». Если продавец наливает неправильно, то может выйти, к примеру, 48 литров. Вроде бы минус небольшой, но мы продаем десятки кег в день. Суммируйте минус. Ощутимый? А за неделю? А по всем магазинам? Причин этой недостачи может быть две: ошибка оборудования или ошибка продавца (преднамеренная или непреднамеренная). С первой причиной бороться легче всего – диагностика оборудования и последующая наладка. Со второй сложнее. Лично я приходил в час пик, выливал все сливы и в течение часа-двух дышал в спину ребятам. Если надо – учил наливать правильно. В случае если сливы были все-таки увеличены, то ребята опять же оплачивали «минус» из своего кармана.

ОШИБКА № 4

У нас есть так называемый «снековый коэффициент», за который продавцы получают дополнительную премию. Некоторые продавцы, понимая, что недотягивают до плана, начинают обвешивать покупателей: человек просит 120 грамм, ему насыпают 100 грамм, а 20 грамм пробивают другим чеком, тем самым зарабатывая себе «снековый коэффициент». Эту мошенническую схему выявить легко. Первый и главный тревожный звонок – продавец убирает весы под прилавок. По правилам они должны находиться на прилавке, чтобы покупатель видел вес взвешенного товара. Следите за местонахождением весов, и проблема с обвешиванием станет скорее исключением, чем правилом.


ОШИБКА № 5

Я застал своих продавцов за тем, что они накапливали себе бонусы покупателей, а потом обналичивали. Механизм прост: не у всех покупателей есть бонусные карты – можно провести свою и накопить себе 5%. Или у некоторых покупателей большие чеки, пиво наливается долго, и люди не отслеживают, чью бонусную карту провел продавец – свою или их. Опять плюсом 5%. За день продавец может накопить себе от тысячи до 1,5 тысяч рублей, а потом купить на эти бонусы любые разливные напитки или рыбу, например. Благо что руководитель службы безопасности контролирует этот момент.

У нас установлена система 1С, по которой ежедневно приходит отчет по транзакциям бонусных карт. Если в течение дня больше шести раз провели одной и той же картой, то она попадает в 1С, и система автоматически отправляет отчет директору по безопасности. Специалисты СБ смотрят по камерам, кто в какое время и в каком магазине провел картой. Если в мошенническом действии замешан продавец, то его тут же увольняют.

Расскажи друзьям: